Город без солнца: Наши звезды Город без солнца: Съемки фильма Город без солнца: Споры о фильме Город без солнца: Прокат фильма  

Пресса

Пресс-релиз

Официальный пресс-релиз

Фотографии

Говорят создатели

Сергей Потемкин, режиссер-постановщик:

Я снимаю кино, прежде всего, для широкого зрителя, для таких же молодых людей, как и я сам. Я не отделяю себя от людей, которые будут смотреть фильм, и не могу снимать кино "для себя". При этом я не считаю, что иду на компромисс. Мне важно не только пробудить чувства в людях, но и дать почву для мыслей. Когда мы являемся свидетелями трагической жизни Алекса, героя Сергея Безрукова, то невольно задумываемся и о собственной жизни. Конечно, наркотики - очень серьезная проблема современного общества. Но все же, фильм "Город без солнца" не о наркотиках. Он о любви, которая может победить смерть. Судьба Алекса трагична. Для наших героев Люси и Егора фильм заканчивается волшебным "хэппи эндом". Нам было очень важно оставить позитивное чувство от фильма и надежду. Я благодарен Сергею Безрукову, который три года назад, прочитав первый вариант сценария, загорелся идеей участвовать в фильме, и затем, несмотря на чудовищную занятость в театре, в кино, на телевидении, ярко и мощно сыграл роль Алекса.

Сергей Безруков - исполнитель роли Алекса:

Сергей Безруков Мои герои, которых я играл в театре, Моцарт и Пушкин, утверждали пушкинскую истину: "Гений и злодейство - вещи несовместные". Талантливый художник Алекс - все же "злой гений", в том смысле гений, что злой. Он продал душу дьяволу. Свобода породила иллюзию вседозволенности и тотальной личной правоты. Алекс создал собственный мир "Города без солнца". Это не только название его выставки. Это - образ его жизни. Даже в собственной квартире он оклеил стекла окон своими черно-белыми фотографиями, играя в самодостаточность собственной жизни. Вседозволенность - это тоже наркотик. А вседозволенность, помноженная на реальные наркотики, в итоге привели его к краху. Вдумайтесь, друзья, смерть в 30 лет, когда человек даже не достиг возраста Христа, смерть от наркотиков и СПИДа - вот цена за гениальность зла. Но и к моему Алексу приходит прозрение. Со словами: "Ненавижу "Город без солнца!" он срывает с окон свои черно-белые снимки "Города без солнца", открывая цветной мир жизни, но уже поздно... Трагический образ Алекса - это мой месседж молодым зрителям. В Сочи, на фестивале "Кинотавр", когда мы презентовали кинопроект "Город без солнца", некоторые спрашивали меня: а как воспримет роль Алекса массовый телевизионный зритель после бесчисленных показов сериала "Бригада", где я сыграл, кстати, тоже трагическую (по итогу жизни) роль Саши Белого? Я знаю, что молодой зритель доверяет мне и считаю это важным аргументом в пользу массового зрителя "Города без солнца". Ролью Алекса я хочу достучаться до сердец зрителя - самого разного. И взыскательного, и не взыскательного.

Юлия Маврина - исполнительница роли Люси:

Юлия Маврина Я хотела бы, чтобы в моей актерской жизни было как можно больше таких ролей, как Люси. Когда в июне 2003 года на кинофестивале в Сочи я впервые прочитала сценарий "Города без солнца", то сразу поняла - это моя роль! Хочу сыграть Люси! В богемной артистической среде я встречалась с девушками, чем-то схожими с Люси. В своем близком и дальнем окружении я собирала наблюдения. Конечно, и раньше я знала, что наркотики - это зло. Все об этом знают. Как дважды два - четыре. Но когда я познала истинную цену, которую платят молодые люди за "кайф", то ужаснулась. В жизни очень важно не оттолкнуть от себя оступившихся людей, понять их и помочь им. Конечно, это история о чуде: любовь побеждает смерть. О том, как люди жаждут этого чуда. Сергей Потемкин не потерял внутри себя романтика и поэтому, несмотря на довольно страшный жизненный материал, сделал светлую, чувственную и очень зрительскую картину. Я с удовольствием вспоминаю очень редкую студийную атмосферу на съемках. Мы искали, спорили, вновь понимали друг друга... Уставали и радовались этой усталости. Я вспоминаю, как Сергей Безруков освободился часов в восемь, но не уехал отдыхать в гостиницу, а остался и наблюдал за съемками, радовался вместе с нами.

Максим Аверин - исполнитель роли Егора:

Максим Аверин Мой герой к тридцати годам сделал большую карьеру - преуспевающий инженер на табачной фабрике: деньги, шикарная квартира, популярность, престиж. Все о'кей. Дежурная улыбочка "смайл". Но оказалось, что ему, персонажу с глянцевой обложки модного журнала, не хватает любви, познания нового, искренних чувств. Он в Люси сумел открыть яркую, незаурядную личность. В его размеренную, запрограммированную на успех жизнь, она вносит энергию хаоса, но это хаос не разрушающий, а будоражащий его дух. И оказалось, что двадцатилетняя девчонка спасает его от духовного прозябания. А затем, когда жизнь возлюбленной в опасности, он ценой собственного благополучия спасает ее... Увы сегодня в моде киногерои, которые предают. Мы же хотим, чтобы возродилась в нашей жизни потребность в героях, которые спасают.

Семен Фурман - исполнитель роли Семена:

Семен Фурман В кино очень редко бывает, чтобы сценарий писался с расчетом на конкретного актера. Роль Семена, режиссера полупрофессионального театра, была написана специально для меня. Мой герой - идеалист, романтик, фанатик театра. Он не заметил, как изменилась жизнь вокруг, и остался верен себе. В жизни я не встречал конкретно такого человека, мой образ, конечно, собирателен. И в тоже время - он чем-то схож с личностью и гениального легендарного питерского композитора Олега Каравайчука. Я очень рад, что в дебютной картине Сергея Потемкина я наконец-то впервые сыграл серьезную трагикомическую роль. Мне нравиться обновляться.

Игорь Герцев - киносценарист:

Самый сложный вопрос, который стоял при работе над сценарием, - количество смертей. Наркотики - не та тема, с которой можно шутить, и очень хотелось, чтобы не осталось ни одного равнодушного зрителя. Было огромное желание "заразить" СПИДом Люси, а через нее "невинного" Егора. Возможно, в обычной жизни все так бы и произошло, но: Хочется, чтобы все жили долго и счастливо. Хочется, чтобы люди любили друг друга. Хочется, чтобы любовь творила чудеса, и верю, что так все когда-нибудь и будет.

Сергей Юриздицкий - оператор-постановщик:

Этот кинопроект меня заинтересовал свежестью, благородством замысла и талантливым составом участников. Сегодня на съемочной площадке очень редко царит атмосфера взыскательного творчества, единомыслия, духовной отдачи. В этом смысле у нас была уникальная атмосфера. Я много работал с нынешними классиками - Александром Сокуровым, Александром Прошкиным, к примеру. Но очень люблю работать с молодыми режиссерами. В Сергее Потемкине ощущается скрытая сила и это подкупает. Мы часто исходим из жизненного и художественного опыта и склонны повторяться. В фильме "Города без солнца" очень много неизведанного и это интересно, это стимулирует поиск, и, думаю, что картина просто обречена на успех у молодого зрителя.

Сергей Щураков - композитор фильма:

Сергей Щураков Для меня стало полной неожиданностью приглашение Сергея Потемкина написать музыку к полнометражному фильму. Такой большой работой в кино я раньше никогда не занимался. До этого, правда, я закончил писать музыку к документальному фильму "Марк Аврелий". Раньше как музыкант записывал аккордеон к экстравагантным фильмам Сергея Соловьева, Сергея Дебижева, знаменитой ленте "Свои" Дмитрия Месхиева. На лето и осень у меня были свои планы - писать, записываться, гастролировать. Но когда я посмотрел черновой монтаж, то решил: обязательно надо работать! Музыка в фильме занимает одну треть, а это - немало. Мне хотелось записать живые инструменты, а это - не дешево. Не каждый продюсер согласиться на оркестр из 17 человек, на дорогие записи, перезаписи. Но продюсер Виталий Потемкин дал добро. И я засел за работу, в которой мне помогали и Сергей Потемкин и Виталий Потемкин, предложив варианты драматургии музыки. В фильме несколько судеб героев, несколько сюжетных линий и мне хотелось найти им адекватное музыкальное звучание. Так каждый из героев получил собственную тему, собственный тембр, собственные инструменты. Так тема Егора выражена через аккордеон в сопровождении рок-гитары , баса и барабанов. Люси - это тембр мандолины. Тема Алекса - агрессивная электрогитара в сопровождении рок-группы. А увертюра на начальных титрах и фантастическое шествие в театре решены в составе большого оркестра, где в ансамбле сливаются и аккордеон Егора, и мандолина Люси, и гитара Алекса, и флейта, и струнные, и контрапунктные тромбоны, и туба, и ударные. Музыку записал оркестр "Вермишель", которым я руковожу восемь лет, где весь состав - единомышленники.

Виталий Потемкин - главный продюсер:

Если кто-то думает, что независимому продюсеру на своей маленькой студии снять полнометражный игровой фильм на цветном "Кодаке", с обработкой в прогрессивной и дорогой "Творческой Лаборатории "Саламандра", в технологии звука Dolby Digital (перезапись на "Ленфильме"), за маленькие деньги, но с крупными, прекрасными артистами Сергеем Безруковым, Николаем Трофимовым (старейшим актером Товстоноговского "Созвездия"!), Семеном Фурманом, Юлией Мавриной, Максимом Авериным - это легко, то не верьте. Трудно! Невозможно трудно. Но мне интересны кинопроекты, в которых осязаем вектор поиска истины, утверждение ценностей жизни. Поэтому я был копродюсером фильмов "Конец века" К. Лопушанского, "Машина пришла" С. Потемкина. Я не боюсь упреков в том, что помогаю сыну. Это - недальновидный упрек. Реализовав этот проект усилиями художественной и этической воли С. Потемкина, его съемочного коллектива, я буду рад, если в нашей жизни что-нибудь изменится к лучшему. Я счастлив, что рядом с молодыми у нас работают такие классики как оператор Сергей Юриздицкий, монтажер Леда Семенова, звукорежиссеры Леонид Лернер, Владимир Персов... Я благодарен членам комиссии Федерального Агентства по культуре и кинематографии, ее руководителям А.А. Голутве, С.В. Лазаруку, всем, кто поверил в наш проект и поддержал его. Впереди - прокат. А прокат отечественного кино в нашем отечестве - это уже печальная, заунывная, можно даже сказать заупокойная песня. Я знаю, что есть энтузиасты, желающие его возродить. Но: если фильм - это, прежде всего, искусство, то прокат - это только коммерция. И все же мы предлагаем свой принцип проката: общественно-государственный. А коммерсанты примкнут. Это когда фильм интересен зрителям, нужен обществу и государству, а важные чины и пресса это понимают, поддерживают и помогают...

Говорит пресса

Эмма Чулик, Blisty.cz, Чехия, Интернет-портал:

В фильме есть всепроникающая чувственность, и герои стремятся к чему-то более высокому. Они раздумывают о жизни и счастье, и поэтические жесты дают фильму глубину… Несмотря на то, что фильм бесспорно очень современен, он связан со старой традицией и стремлениями, которые в какой-то мере вечны.


Лесли Фелперин, Variety, США, международное издание:

Название фильма относится к Петербургу, месту действия фильма и почти еще одному герою, запечатленному любящим взглядом в этой драме… Съемки города во время белых ночей, когда пара или Алекс скитаются по его улицам, постоянно завораживают.


Паоло Фоссати, Effettonotteonline.com, Италия, Интернет-портал кинокритики:

Блистательный дебют: действие фильма происходит в Санкт-Петербурге, который превращается в калейдоскоп, где смешиваются любовь, артистические страсти, страдания и переживания.


Информационное агентство InterMedia:

Впервые после долгого времени (не считая "Прогулки" Алексея Учителя) Санкт-Петербург предстает на экране абсолютно западным городом. На фоне едва ли не декоративных ландшафтов разворачивается человеческая драма, где питерский дух занимает отнюдь не последнее место. Сама история порой кажется сошедшей со страниц Хулио Кортасара или Германа Гессе. Кинематографический аналог происходящему отыщется в творчестве Жан-Жака Бенекса, других режиссеров французской "новой новой" волны. Противопоставление эстетики местного "Энди Уорхола" Алекса и мира итальянской commedia del arte театрального режиссера Семена (Семен Фурман) занимает одно из центральных мест в фильме. Егор, Люси и Алекс представляют собой своеобразный вариант знаменитой триады - Пьеро, Коломбины и Арлекина. Фильм демонстрирует: придуманный ими мир постоянных перфомансов, где даже смерть становится элементом творчества, могут скрасить лишь стихи Даниила Хармса - любимого поэта героини. В данном случае современное искусство выступает метафорой зла, бежать от которого можно разве что только в старые добрые традиции театра масок, что и происходит в трогательном финале фильма, который как нельзя лучше выявил редкую по нынешним временам наивность и беззащитность авторов картины. И от таких проявлений любви к своим ближним нам становится страшно за рассудок и нрав. 'Город без солнца', возможно, станет знаковым для поклонников Сергея Безрукова. Актер продолжает традиции недавних метаморфоз Шарлиз Терон и Джона Траволты и предстает на экране чудовищем, которому сложно сочувствовать. К сожалению, Кен Кизи и Хантер Томпсон давно уже перестали быть кумирами масс. Зритель требует хлеба и зрелищ. Стоит ли удивляться тому, что вышеупомянутая картина станет святыней лишь для возможных адептов русской "новой волны", потенциальных подписчиков грядущей отечественной модели Les cahiers du cinema - рупора французского киноандеграунда, на страницах которого Жан-Люк Годар и Франсуа Трюффо изменили время в соответствии со своими эстетическими пристрастиями.


ГТРК "Культура":

...Тяжкий путь проходят два центральных героя новой ленты. Это - молодая актриса театра Люси, которая с помощью любящего ее человека делает попытку освободиться от наркозависимости. Ее роль исполняет актриса Юлия Маврина (ранее зрители смогли оценить ее по фильмам "Письма к Эльзе" и "Бедный, бедный Павел").

Более трагично складывается судьба родного брата главной героини Алекса - талантливого художника, который в своих поступках руководствовался иллюзией вседозволенности. Наркотики стали частью его жизни и в конечном счете привели к гибели. В этой роли снялся один из самых популярных российских актеров Сергей Безруков. Ему удалось с большой психологической достоверностью отразить на экране драматическую судьбу своего героя, раскрыть его сложный и противоречивый внутренний мир, чувства и переживания человека, к которому слишком поздно приходит прозрение. Он погибает, не дожив до 30-ти лет.


Марина Порк, FIPRESCI.ORG, Интернет-портал Международной федерации кинокритиков:

Страна, лежащая в духовных руинах, - главная тема двух русских фильмов "Город без солнца" и "Удаленный доступ" (МКФ в Карловых Варах)… Эти фильмы дают надежду, что наше "арт-хаусное" кино будет понято и оценено в мире.


Михаил Трофименков, КОММЕРСАНТЪ:

В "Городе без солнца" Сергея Потемкина корреспонденту Ъ, автору этих строк, довелось сыграть крохотную роль злобного критика, и стыда он за это не испытывает. Вроде бы фильм о "вреде наркотиков": молодой бизнесмен пытается спасти от героина богемную девчонку, в которую влюбился вопреки всякой социальной логике. Но это ни в коем случае не агитка и не лубок… Для дебютанта господин Потемкин продемонстрировал редкое умение работать с актерами. От Максима Аверина, справившегося с трудной задачей сыграть просто хорошего, честного, благополучного человека, до Семена Фурмана в роли режиссера студийного театра, вечного неудачника, невыносимо фальшивого во всем, что он делает на сцене, но искренне верящего в спасительную фальшь театра.


Сергей Шолохов, ВЕДОМОСТИ:

Включение в одну из престижнейших программ фестиваля (МКФ в Карловых Варах) уже есть "штамп и подпись" в личное творческое досье молодого режиссера.


женский журнал "Клео":

В этот раз главному "бригадиру" и милиционеру наших просторов доведется сыграть умирающего от СПИДа фотохудожника Алекса. Перед смертью он делает последнюю в своей жизни выставку - "Город без солнца", где представляет на суд общественности черно-белые фотографии самого себя, постепенно угасающего. Безруков говорит, что "Город без солнца" - это собственный, внутренний мир его героя, не только название выставки, но и образ жизни:.

...Сергей Безруков рассказал, что сначала Безрукову предложили сыграть главного положительного героя, Егора, но он отказался: "Мне хотелось сыграть что-то новое для себя, а такого я никогда не играл. Талантливое воплощение зла - очень интересный персонаж, хотя и очень несимпатичный. Я резко отрицательно отношусь к наркотикам, и мне хотелось вызвать у зрителя отвращение к своему герою. Сейчас вижу, что это удалось, - тошно и неприятно на себя смотреть! Конечно, на месте режиссера я подал бы тему наркомании более жестко, хотелось бы рвотных ощущений".

Сергей рассказал, что именно ему принадлежит идея сцены, выражающей крах его героя-наркомана, - Алекс срывает с окон свои черно-белые фотоснимки, но цветной мир жизни уже ускользает от умирающего художника. Отвечая на вопросы журналистов, впечатленных достоверностью игры Безрукова, Сергей сказал, что никогда не общался с наркоманами, мир богемной тусовки ему не знаком и не вызывает симпатий. Особо артист отметил, что его герой не принадлежит к секс-меньшинствам: "Он нормальный, и СПИДом заразился через иглу".


газета "Родное Подмосковье"

На вопрос корреспондента газеты "Родное Подмосковье", сознательно ли режиссер противопоставил мир современного искусства традициям балаганного театра, Сергей Потемкин признался, что действовал неосознанно. Так или иначе, но этот мотив стал в фильме центральным. Именно театр становится для героини вероятным спасением. И пусть открытый финал подразумевает, что вероятно дальнейшая судьба героев не будет безоблачной, позитив режиссерского решения последней сцены не может не радовать. "Мы хотели сделать сказку. Но не гламурную, как модно сегодня, а максимально приближенную к жизни", - сказал напоследок Сергей Потемкин.


газета "Вечерний Челябинск", интервью с Сергеем Потемкиным:

- Идеей для названия фильма послужила выставка нашего замечательного фотохудожника Кирилла Ефимова, хотя он сам не наркоман, он человек позитивный. "Город без солнца" - это внутренний мир человека. Отсутствие у человека внутренней опоры, нет ни веры, ни любви. У героев этого фильма нет ни того ни другого. Они не говорят о любви. Люси преследует меркантильные интересы, Егор испытывает к ней плотское влечение. И только когда их разделили наркотики, когда герой воспротивился этому и стал бороться за девушку - родилось признание в любви. Любовь, рожденная в испытаниях, - настоящая любовь...

- В вашем фильме есть православный монастырь, встреча героев с монахом, которого замечательно играет народный артист России Николай Трофимов. Вера - это тот стержень, который может спасти от наркотиков?

- Это не только мой взгляд, а статистика. Сегодня в стране есть православные реабилитационные центры, где процент излечения наркоманов самый высокий.

- А доктор в вашем фильме говорит, что вылечиться нельзя, можно лишь вызвать более или менее долгую ремиссию.

- Так вот у верующих эта ремиссия более устойчивая. И есть надежда, что они уже никогда не вернутся к наркотикам. Доктор сказал горькую правду: наркомания неизлечима. Но надежда есть. Конечно, лучше никогда не пробовать наркотики. Нельзя думать: я попробую, брошу, и все будет хорошо. Это не так. Но если случилась беда, отчаиваться не надо.


газета "Версия":

Сергей Безруков пробует себя в профессии фотографа.

Якобы он давно мечтал освоить эту специальность и даже открыть собственную выставку. Пошли слухи, что ради этого он готов завязать с актёрством. Но, как оказалось, всё это только разговоры.

Сергей Безруков по-прежнему актёр театра и кино. А профессию фотографа он примерил на себя в новом кинофильме режиссёра-дебютанта Сергея Потёмкина-младшего "Город без солнца". О своей новой роли Сергей Безруков сказал нам следующее: "Я сыграл андеграундного художника-фотографа, который снимает в чёрно-белом любимый город Санкт-Петербург. Это такой своеобразный эпатаж. Это в какой-то степени мой вклад в борьбу с наркотиками, потому что мой герой - опустившийся наркоман, который, хотя и пытается ещё жить, умирает от СПИДа..."


Официальный сайт Сергея Безрукова:

"Мои герои, которых я играл в театре, Моцарт и Пушкин, утверждали пушкинскую истину: "Гений и злодейство - две вещи несовместные". Талантливый художник Алекс - все же злой гений, в том смысле гений, что злой. Он продал душу дьяволу. Свобода породила иллюзию вседозволенности и тотальной личной правоты. Алекс создал собственный мир "Город без солнца". Это не только название его выставки. Это - образ его жизни. Даже в собственной квартире он оклеил стекла окон своими черно-белыми фотографиями, играя самодостаточность собственной жизни. Вседозволенность - это тоже наркотик. А наркотическая вседозволенность, помноженная на реальные наркотики, в итоге привели его к краху. Вдумайтесь, друзья, смерть в 30 лет, когда человек даже не достиг возраста Христа, смерть от наркотиков и СПИДа - вот цена за гениальность зла. Но и к моему Алексу приходит прозрение. Со словами: "Ненавижу "Город без солнца!" он срывает с окон свои снимки, открывая мир, но уже поздно. Я создаю трагический образ Алекса как некий месседж, как этическое и художественное послание молодым зрителям".